вторник, 18 августа 2015 г.

Феномен “раненого целителя”и эмоциональное выгорание профессионала.

Работа персонала в клинике, ориентированной на паллиативную медицину, необыкновенно трудоемка и ответственна.

Сложности обслуживания он­кологических больных в терминальной стадии определяются целым рядом факторов, травмирующих психику самого персонала.

Во-первых, у 70-80% больных возникают те или иные психические нарушения (А.В.Гнездилов).

В период пребывания в хосписе вслед за первичной адаптацией выступа­ют психические нарушения у больных метастазами в головной мозг или явле­ниями общей интоксикации организма. Однако реактивные состояния и здесь не исчезают, а провоцируются очередным
смертями соседей по палате. На терминальном этапе помимо психических изменений, связанных со следствиями локализации опухоли в мозгу, персонал сталкивается с атональными состояниями, которые зачастую протекают с выраженными нарушениями сознания. Ориентированность работы хосписа на помощь всей семье пациента добавляет сложности к общению с родственниками. Все их переживания также нуждаются в купировании, и хорошо, когда они остаются в рамках невроти­ческих состояний, но это бывает не всегда. Особенно тяжелы бывают реакции близких на смерть.
По-мнению А.В.Гнездилова важно учитывать психологическую совместимость в отношениях пациентов и персонала хосписа (паллиативной клиники). Следующим образом выглядит таблица “совместимости”:
Таблица предпочтений больными врачей в различных характерологических группах
Тип больногоТип врача
ШизоидЦиклоидЭпилептоидПсихастеникИстероид
Шизоид32541
Циклоид51234
Эпилептоид31542
Психастеник32145
Истероид12345
1 — наиболее предпочтительный тип, 5 — наименее предпочтительный тип.
Описанные взаимодействия отнюдь не являются закономер­ностями, поскольку чисто условное деление на группы может породить необъективные тенденции. Поэтому предлагаемые данные взаимоотношений являются лишь приблизительными схемами, позволяющими ориентироваться в вопросах взаимоотношений различных типов и создавать благоприятный пси­хологический климат вокруг пациента с учетом особенностей персонала.
По данным зарубежных исследований для персонала тяжелой соматической клиники и хосписа, характерны выраженные симптомы эмоционального выгорания.
В 10 пересмотре Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания описан в рубриках Z.73 “проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального образа жизни”, F.43 “Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации” и F.48 “Другие невротические расстройства”.
Фрейденбергер (Н. Freudenberger), автор идеи (1974 г), говорит, что синдром эмоционального выгорания (“burnout”) - специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми, то есть профессиональное выгорание "является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей”.
Маслач (К. Maslach) определяет эту проблему как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам, при этом указывает, что выгорание является эмоциональным истощением, следующим из стресса межличностного взаимодействия. Исследование феномена психического выгорания не могло не привести к мысли о существовании его антипода, арактеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду.

В.В.Бойко рассматривает постадийное развитие синдрома по аналогии со стрессом.

Синдром "Эмоционального выгорания" включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:
1-я стадия (1) "Напряжение" - симптомы:
  • неудовлетворенность собой,
  • "загнанность в клетку",
  • переживание психотравмирующих ситуаций,
  • тревожность и депрессия.
2-я стадия (2) "Резистенция" - симптомы:
  • неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
  • эмоционально-нравственная дезориентация,
  • расширение сферы экономии эмоций,
  • редукция профессиональных обязанностей.
3-я стадия (3) "Истощение" - симптомы:
  • эмоциональный дефицит,
  • эмоциональная отстраненность,
  • личностная отстраненность,
  • психосоматические и психовегетативные нарушения.
В мировой психотерапевтической литературе существуют некоторые признаки общего сдвига в сторону признания и оценки уязвимости врачей.
Существует легенда, возникшая на заре западной медицины о том, что врач-полубог Асклепий обучался искусству врачевания у кентавра по имени Хирон, имеющего незаживающую рану, которая одновременно служила источником непрекращающегося страдания, мудрости и авторитета (Bennet, 1987).
С позиций пост-юнгианского подхода, все мы имеем архетип больного и целителя. Но при некоторых особенностях взаимоотношений в диаде: “Врач-Пациент” (Паттерналистская модель - Врач-Родитель, пациент-ребенок), происходит деформация этих архетипов, врач не замечает у пациента “целительную” субличность и гипертрофирует свою, при этом “усиливает” “больную” часть у пациента, а свою не замечает.
Нарушаются границы контакта в такой диаде, врач “поглощает” границы пациента. Возникает риск “выгорания”, ведь именно подобный стиль взаимоотношений характерен для онкологической клиники.

Каким способам можно помочь специалистам, работающим с тяжелыми соматическими больными?

Источник: Учебно-Методические рекомендации по циклу:
«Психотерапия и психокоррекция личности в условиях онкологического заболевания»
М.Г. Ивашкина, Е.Г. Гордеева, В.И. Есаулов

Комментариев нет:

Отправить комментарий