среда, 1 апреля 2020 г.

В семье онкобольной, что происходит с семьей?

Когда один из членов семьи живет с диагностированным онкологическим заболеванием, другие члены семьи проходят те же стадии реакции на происходящее, что и сам человек, проходящий лечение, только без физических симптомов.

Реакция

Онкологическое заболевание в семье - это кризис, растянутый во времени. Вся семья на протяжении длительного времени находится под влиянием стрессогеннов - факторов, создающих стресс. Ведь все ждут результатов КТ, МРТ, анализов и обследований, каждый раз задаваясь вопросом, помогает ли лечение, эффективно ли оно. Порой легче пережить свою боль, отчаяние или плохое самочувствие, чем видеть как болеет близкий, родной человек и не знать, чем ему помочь.
Ко мне как к онкопсихологу часто обращаются дети пациентов, особенно на той стадии, когда семья  ждет подтверждения диагноза. Люди не знают как реагировать, что сказать, как оказать поддержку, бояться своих собственных реакций, бояться своей реакцией напугать или расстроить родителя. И неважно, сколько детям и родителям лет. Все в подобной ситуации нуждаются в опоре, в поддержке. Поэтому иногда мы исследуем оптимальный сценарий реагирования, вплоть до подбора словесных формулировок.

Планирование

В случае онкологического заболевания у одного из членов семьи, жизнь семьи необходимо перестраивать и перекраивать, корректировать планы. Это, конечно же, дополнительные финансовые расходы, потребуются и силы физические, и психологические перегрузки.

Рассинхронизация

Все стадии реакции на травмирующее событие проходит и семья, особенно если  пациент живет в семье а не отдельно. Тут и агрессия, и переменчивое настроение, и сниженный  эмоциональный фон, и нескончаемый поиск информации и вариантов решения. Все тоже самое, что проходит и сам человек.
Дополнительную сложность составляет то, что в семье живут несколько человек, и каждый из них эти фазы проходит в своем режиме. Получается что в одной семье разные люди находятся в разной стадии адаптации к стрессу, и поэтому им сложно находить общий язык.
И зачем в это время нужен онкопсихолог для родственников? Чтобы быть проинформированными о стадиях адаптации психики и научиться видеть и распознавать происходящее, строить свое поведение исходя из того, что на этой стадии будет оптимальным. Нужно понимать, где по своим проявлениям находится человек, у которого диагностировано заболевание и где находитесь вы сами, кто из какой стадии разговаривает, кто из какой стадии посылает к родственникам и близким запрос на поддержку и помощь. Онкопсихолог может обучить моделям правильной беседы, правильного общения. Например, это модель “4 языка и 4 уха” или модель “Я-высказывания”.

Страх

Кроме необходимости пройти все стадии адаптации психики (а их пять), родственники сталкиваются со страхами и тревожностью. Семейное окружение испытывает страх за своего близкого человека, семья боится его потерять. Это происходит даже в том случае, если в семье были яростные межотношенческие конфликты. 

Объединение

Во время болезни семья может переживать единение в беде. Это тенденция на сплочение, на большую близость. Иногда именно такое единение может стать источником стресса, так как семья может оказаться не готова к теплу, к потоку близости. Такое единение необходимо, чтобы справится с бедой, со внешней угрозой. В то же время, благодаря такому единению мы понимаем, насколько на самом деле нам дорог человек, ссоры, претензии, неизбежные в любой семье, отступают на второй план. 

Формулировки

Если у человека, которому сообщают об имеющемся заболевании, была в прошлом психологическая травма, которая привела к психосоматической реакции, может произойти ретравматизация, то есть, грубо говоря, повторная травма, повторный удар в больное место. Такой ретравматизации могут быть подвержены и родственники.
Если врач сообщает о диагнозе некорректно, это также может привести к ретравматизации. Ретравматизация тяжела тем, что стресс начинает зашкаливать. Адаптационные силы организма, нужные для борьбы с основным заболеванием, уходят на переживание стресса, организм истощается еще больше. “Ужас, как он со мной поговорил”, - жалуются и сами пациенты, и их близкие, накапливается настороженность и обида на врачей. 
Необходимо учиться выстраивать разговор о диагнозе и прогнозе. Лечение долгое и сложное, это марафон, а не спринт. Научиться этому с психологической точки зрения поможет консультация онкопсихолога.
Устинова Юлия
Онкопсихолог, клинический психолог

Комментариев нет:

Отправить комментарий