воскресенье, 6 сентября 2015 г.

Практика медитации при столкновении с болью, болезнью и смертью

 Тема моего выступления сегодня – это роль, которую медитация может сыграть при столкновении с болью, болезнью и смертью, – неприятная, но важная тема.

Грустно, что лишь когда человек оказывается лицом к лицу со смертельной болезнью, начинает он задумываться об этих вопросах, и часто это уже слишком поздно для того, чтобы подготовиться полностью. Хотя сегодняшняя конференция и посвящена тому, что современная медицина может предложить для борьбы со СПИДом, не следует впадать в благодушие. Даже если СПИД или его осложнения не доберутся до вас, что-нибудь еще сделает это, так что следует быть готовым и развивать навыки, которые непременно понадобятся, когда медицина – восточная ли, западная ли или еще какая – уже не сможет помочь, и вы останетесь сами по себе. Мой опыт показывает, что единственный способ развить необходимые навыки – это тренировать свой ум. В то же время, если вы ухаживаете за кем-то, кто умирает от неизлечимой болезни, медитация может предложить вам наилучший способ восстановить ваши собственные духовные и эмоциональные силы, чтобы и в самую тяжелую минуту вы могли продолжать исполнять свое дело.
Много разной информации появлялось в СМИ – в книгах, газетах, журналах, на телевидении – о роли медитации при лечении телесных заболеваний и эмоционального истощения. Как это обычно и происходит в тех случаях, когда тема попадает СМИ «на зубок», журналисты одновременно и преувеличивают, и преуменьшают то, что есть медитация и чем она может вам помочь. Это типично для журналистов. Слушать их – все равно, что слушать продавца подержанных машин. Ему даже не обязательно самому уметь водить машину или уметь за ней ухаживать. Его единственная задача – напирать на ее сильные стороны в той мере, которая позволит ему заполучить максимальное количество ваших денежек. Но если вы собираетесь сесть за руль этой машины, то вам понадобится руководство по ее эксплуатации. Так вот что я собираюсь предоставить вам сегодня: руководство по медитации, которое поможет вам даже тогда, когда все прочие варианты исчерпаны.
У меня есть существенный собственный опыт в этой области. За год до того, как я вернулся из Таиланда, я заболел малярией. Малярия совершенно не похожа на СПИД. Тем не менее каждый год во всем мире от малярии умирает людей больше, чем от любой другой болезни, и это несмотря на прошедшую в 60-х массированную кампанию под эгидой ВОЗ по борьбе с этим заболеванием. Огромные запасы хлорохина были переданы сельским жителям в странах третьего мира. Для борьбы с комарами болота и дома опрыскивались смертельными количествами ДДТ. Но с тех пор появились новые штаммы малярийного паразита, против которых западная медицина бессильна, комары стали устойчивы к ДДТ, и рост смертности от малярии снова на подъеме. Помните об этом, полагаясь на то, что Государственный институт здоровья или Институт Солка придумают способ лечения или вакцину от СПИДа.
Мне повезло. Как вы видите, я выжил, но только после того, как обратился за помощью к традиционной медицине, когда самые лучшие способы лечения, предлагаемые специалистами по тропическим заболеваниям, не помогли. В то же время, пока я был болен, медитация, которую я практиковал в течение нескольких лет, предшествовавших недугу, помогала мне переносить сильнейшие приступы боли и дезориентации. Именно это и убедило меня в действенности медитативных техник в подобных случаях.
Кроме моего собственного опыта, я познакомился с многими медитаторами и здесь, и в Таиланде, которые страдают раком или другой серьезной болезнью, и от них я узнал, как медитация помогает им переносить и болезнь, и лечение, которое иногда хуже самой болезни. В своем выступлении я буду также опираться и на их опыт.
Но вначале я бы хотел, чтобы мы все помедитировали несколько минут для того, чтобы вы сами почувствовали, о чем идет речь, а также и для того, чтобы у вас был небольшой собственный опыт, на основе которого можно строить дальнейшую практику медитации.
Метод, которому я вас сейчас научу, называется медитация дыхания. Дыхание как тема для медитации хорошо тем, что оно подходит человеку любых религиозных убеждений. Как говорил мой учитель, дыхание не принадлежит буддизму, или христианству, или еще кому-то. Оно – общая собственность, так что все могут медитировать о дыхании. В то же время из всех тем для медитации эта, пожалуй, наиболее благотворна для тела, ибо, когда мы имеем дело с дыханием, мы обращаемся не только с воздухом, входящим и выходящим из легких, но также с всевозможными ощущениями энергии, проходящими через наше тело при каждом вздохе. Если вы научитесь воспринимать эти ощущения и позволите им течь легко и беспрепятственно, вашему телу станет легче функционировать, а ваш разум получит способ управляться с болью.
Читать статью полность

Комментариев нет:

Отправить комментарий